Как во Львовской области проваливают реформу по объединению общин

Второй год в нашей стране идет реформа, предусматривающая добровольное объединение территориальных общин (ОТО). И этот процесс является ярким примером того, как даже самую лучшую идею можно опорочить плохим исполнением.

В чем вообще идея объединения?

На сегодня среди украинских 11,5 тыс. территориальных общин половина являются малыми с населением менее 3 тыс. человек. Кроме того, в Украине около 75% сельских районов вообще относятся к депрессивным и отсталым территориям. Поэтому, даже теоретически эти общины не могут быть экономически самодостаточными, то есть зарабатывать на себя. Они требуют постоянных дотаций от государства. У государства, в свою очередь, средств в достаточном количестве никогда нет.

В связи с этим и было задумано укрупнения населенных пунктов в большие общины, которое по определению дает лучшие базовые возможности для эффективного управления и экономического становления. Но здесь есть и обратная сторона медали: новая община должна иметь масштаб, который сохраняет прямую связь власти с жителями. Поэтому важно найти и сохранить баланс в масштабе объединенных общин, который должен отражаться в так называемом перспективном плане формирования ОТО. За это отвечают областные государственные администрации, которые должны обеспечивать реализацию государственной политики децентрализации.

Как же этот процесс проведен во Львовской области?

В прошлом 2015 году Львовская область якобы была одним из лидеров по стране, было создано 15 общин. Но, как оказалось, лидером только по количеству, но далеко не по качеству. Большинство образованных общин были мелкими, то есть заведомо несостоятельными.

Погоня за показателями, что, безусловно, является очень важной для государственного чиновника, победила здравый смысл и экономический расчет.

Для лучшего понимания ситуации во Львовской области приведу дополнительно сравнительные показатели по Одесской области, где недавно мне довелось побывать на Форуме по вопросам ОТО, организованном местной организацией «Самопомочи». На этих рисунках в синем цвете отмечен процент собственных средств общин, а красным – получаемый от государства.

Рис. 1. Рейтинг финансовой самостоятельности (зависимости) местных бюджетов ОТО Львовской области от государственного бюджета

Рис. 2. Рейтинг финансовой самостоятельности (зависимости) местных бюджетов ОТО Одесской области от государственного бюджета

Эти данные показывают откровенно позорную ситуацию для Львовской области. Худшая община Одесской области имеет показатель дотационности из государственного бюджета 24%. В то время как худшая община Львовской области имеет показатель дотационности – 64%. При этом только две общины (из 15) во Львовской области имеют лучший показатель, чем худшая община в Одесской области. Считаю, это катастрофа, о которой почему-то все молчат и мало кто знает! Эти данные наглядно демонстрируют, что процесс формирования ОТО во Львовской области был имитацией бурной деятельности, обманом общин и пустой тратой бюджетных средств. Интересно, был ли кто-то из Львовской ОГА наказан за такую «работу»?

В 2016 году есть новый тренд

Не признав, но, очевидно, поняв свою ошибку, специалисты ЛОГА начали работу над изменениями к так называемому перспективному плану ОТО области. И теперь уже впали в другую крайность – гигантомании, взяв за цель создавать мегагромады. Наиболее ярко это видно на примере Пустомытовской объединенной общины, которую решили создать на базе целого Пустомытовского района. Эту идею активно помогали проталкивать местные органы государственной исполнительной власти, всячески пытаясь переубедить депутатов и жителей общин. Но вы думаете, что хотя бы в этом случае уже руководствовались экономическими расчетами и желанием создать способную общину? Да нет, на самом деле руководствовались банальным лоббизмом и желанием укрепить «феодальную вотчину» за определенными лицами на соответствующих территориях.

В этой ситуации, откровенно говоря, только активная позиция гражданского общества и медиа помешала реализации на данном этапе этого плана. Но, думаю, «еще не вечер». Хотя якобы декларируется отказ от «гигантомании», не исключаю дальнейших сюрпризов от областной администрации. Почему в противном случае до сих пор официально не обнародован окончательный проект нового перспективного плана, вместо этого по Львову «гуляет» с десяток вариантов его якобы конечных версий? В конце концов, перспективный план готовит областная администрация, но утверждать будет областной совет – чем не вариант внести изменения с голоса по предложению группы «пропустомытовських» депутатов.

Поэтому в этом вопросе и в дальнейшем нужно быть бдительными, чтобы не допустить на сессии областного совета подобных квазиобразований, не имеющих ничего общего с местным самоуправлением.

Подытоживая вышесказанное, следует признать провальные, пока, результаты реформы объединения общин во Львовской области. Но все же надеюсь, что с помощью экспертов, квалифицированных общественных институтов и ответственных местных депутатов удастся направить этот процесс в правильное русло.

Любомир Зубач
object(WP_Term)#3887 (16) { ["term_id"]=> int(1) ["name"]=> string(14) "Новости" ["slug"]=> string(4) "news" ["term_group"]=> int(0) ["term_taxonomy_id"]=> int(1) ["taxonomy"]=> string(8) "category" ["description"]=> string(0) "" ["parent"]=> int(0) ["count"]=> int(4029) ["filter"]=> string(3) "raw" ["cat_ID"]=> int(1) ["category_count"]=> int(4029) ["category_description"]=> string(0) "" ["cat_name"]=> string(14) "Новости" ["category_nicename"]=> string(4) "news" ["category_parent"]=> int(0) } object(WP_Term)#3888 (16) { ["term_id"]=> int(133) ["name"]=> string(11) "Cтатьи" ["slug"]=> string(9) "analytics" ["term_group"]=> int(0) ["term_taxonomy_id"]=> int(133) ["taxonomy"]=> string(8) "category" ["description"]=> string(0) "" ["parent"]=> int(1) ["count"]=> int(431) ["filter"]=> string(3) "raw" ["cat_ID"]=> int(133) ["category_count"]=> int(431) ["category_description"]=> string(0) "" ["cat_name"]=> string(11) "Cтатьи" ["category_nicename"]=> string(9) "analytics" ["category_parent"]=> int(1) }
Cтатьи