Как НКРЭКУ дорегулирует энергетическую отрасль до ручки

Энергетический регулятор в Украине, Нацкомсия по вопросам энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), снова планирует поднять тариф для тепловой генерации. На этот раз почти на 25%. В случае такого принятия решения, тарифы ТЭС вырастут аж на 120% с начала 2016 года. Это ставит под сомнение не просто независимость и профессионализм недореформированной Комиссии, но и элементарную адекватность.

НКРЭКУ решило сделать уже очередной после принятия скандальной методики «Роттердам+» подарок для ТЭС, который будут оплачивать все жители Украины из собственных карманов. Поэтому хотелось бы еще раз донести до граждан факты об ангажированности и беспочвенности подобных решений энергорегулятора.

Четыре лжи

Необходимо вспомнить, что обещал в своей презентации председатель НКРЭКУ Дмитрий Вовк в июне 2016 года, когда была представлена методика «Роттердам+», введенная еще в апреле 2016 года. Напомню, эта формула, действующая до сих пор, предусматривает включать в стоимость угля несуществующие расходы на его транспортировку из порта в городе Роттердаме. Это позволило аккумулировать значительные средства для отрасли тепловой генерации, три четверти которой контролирует корпорация ДТЭК Рината Ахметова.

То, насколько правдивыми оказались обещанные тарифом золотые горы для энергетической безопасности страны – просто шокирует.

Первое – независимость в поставках от зоны АТО.

Уже ни для кого не секрет, что с апреля 2016 года до января 2017 поставки антрацита на самом деле шли исключительно из зоны АТО, то есть никакой независимости не было. В подтверждение этого, по результатам обыска в помещении НКРЭКУ, проведенного НАБУ 17 августа 2017, изъяты документы, согласно которым, в Украине импортировались только 3% угля. И это при том, что тариф применялся ко всем 100%. Есть ложь №1.

Второе – отсутствие проблем накопления угля.

По состоянию на 1 ноября этого года, фактические запасы угля на складах составляют менее 50% от плана, утвержденного Министерством энергетики.

То есть проблемы есть – и есть ложь №2.

Третье – отсутствие ручного режима управления.

Что делает Регулятор, чтобы усреднить влияние высокого тарифа для ТЭС на среднерыночную оптовую цену? НКРЭКУ просто уменьшает тарифы Укргидроэнерго и Энергоатома.

Напомню, что у нас тариф Энергоатома и так более чем в 3 раза ниже, чем тариф тепловой генерации. И это при том, что занижывание тарифа ставит под угрозу их безопасную эксплуатацию. Ведь инвестиционная составляющая находится на рекордно низком уровне 7,7%. Такого никогда не было в истории украинской энергетики до периода деятельности этого недореформированного независимого регулятора. Кроме этого, тарифы для атомной энергетики были снижены, но конечная цена для потребителя пропорционально этому снижена не была. Таким образом, появились свободные деньги, которые за замыкающим балансирующим принципом теперь идут тепловой генерации дополнительно как «плата за мощность». То есть тепловая генерация дополнительно к установленному тарифу по формуле Роттердам+ получит 650 млн грн, из которых 500 млн грн станут прибылью ДТЭК Рината Ахметова.

Это неправда №3, ведь ручное регулирование и в дальнейшем сохраняется. И я обязательно сделаю по поводу таких решений обращения в соответствующие органы.

Четвертое – Дмитрий Вовк обещал, что формула «Роттердам+» позволит сбалансировать работу государственных шахт и выделять меньше бюджетных средств на закрытие неприбыльных шахт.

И это оказалось неправдой. Во-первых, в бюджете и дальше заложено около 2 млрд грн на поддержку угольной отрасли, и министр недавно просил еще дополнительно миллиард, потому что не хватает.

Во-вторых, добыча государственных шахт составляет лишь 10% от общей, но и она снизилась в этом году на 15%. Недурственно так «сбалансировали» работу государственных шахт.

В-третьих, почти каждый месяц шахтеры какой-то из государственных шахт бастуют из-за невыплаты зарплат. Задолженность работникам во многих случаях составляла по 2-3 месяца. Даже на «Павлоградуголь», частной шахте ДТЭКу, зарплаты шахтеров за 2016 выросли лишь на 9,7%, что является показателем, меньше объемов инфляции. И это при том, что тарифы на электроэнергию для тепловой генерации выросли аж на 41%!

Так что когда нам снова будут начинать рассказывать о несчастных шахтерах, которым трудно работается, поэтому, мол, давайте повысим тариф – мы должны четко понимать, что благосостояние шахтеров находится в нижней части списка приоритетов для подобных «агитаторов» за высокие тарифы для ТЭС. Ведь эти дополнительные средства на самом деле отойдут далеко не бедному руководству и владельцам корпораций, которые за копейки эксплуатируют тяжелый труд этих людей.

Скомпрометированный регулятор

Как видим, энергетический регулятор заврался. Ибо ничто из обещанного в пользу формулы «Роттердам+» не соответствует действительности. Куда на самом деле ушли деньги от формулы «Роттердам+»? Почему не отслеживается использование тарифных средств? Как объяснить такой значительный разрыв в тарифах для атомной отрасли и ТЭС? Почему у нас проблемы с накоплением угля? И главный вопрос: а где реальные основания увеличения тарифа для генерации?

Так, одним из аргументов НКРЭКУ в пользу повышения тарифа является пересмотр цены на стоимость фрахта (транспортировка морем и перевалка в порту) угля из порта Роттердам в Украину. В соответствии с ним, Регулятор планирует увеличить цену на 28,5% до почти 19 долл. за тонну. И это при том, что ни одной тонны угля в Украине из Роттердама не транспортировалось. То есть в тарифы будут закладываться несуществующие затраты и искусственно завышаться цена электроэнергии. Таким образом, очередное решение об увеличении тарифа для генерации будет означать увеличение социальной напряженности из-за роста цен на товары, на услуги, где заложена стоимость электроэнергии, в частности – тарифов на воду.

Именно поэтому можно констатировать, что миссия независимого регулирования энергетической отрасли страны Регулятором должным образом не выполняется. Постоянное бесконтрольное повышение тарифов; преференции отдельным отраслям, принадлежащим олигархам; неотслеживание использования тарифных средств – все это в итоге приводит к тому, что регулятор теряет мандат доверия у участников рынка и легитимность его решений существенно подрывается.

Уже с 26 ноября в НКРЭКУ не будет кворума (не в последнюю очередь и из-за задержек со стороны Президента в делегировании членов конкурсной комиссии по отбору новых членов НКРЭКУ по его квоте). Много важных технических решений не принято, поэтому такая задержка может быть использована как формальная причина для инициирования изменений в закон о НКРЭКУ, чтобы или уменьшить кворум из четырех членов до трех (при общем предусмотренном количестве комиссионеров семь человек) или вообще отменить принцип ротации членов НКРЭКУ.

Подобные решения, безусловно, ослабят независимые позиции регулятора. Однако лоббисты повышения тарифов для ТЭС, которым выгодные для них решение полумертвого регулятора ужасно нужны, о таких абстрактных для них вещах, очевидно, не задумываются.

Виктория Воицицкая

telegram
БУДЬТЕ В КУРСІ ГОЛОВНОГО, ПІДПИШІТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ: T.ME/SAMOPOMICH

object(WP_Term)#3473 (16) { ["term_id"]=> int(1) ["name"]=> string(14) "Новости" ["slug"]=> string(4) "news" ["term_group"]=> int(0) ["term_taxonomy_id"]=> int(1) ["taxonomy"]=> string(8) "category" ["description"]=> string(0) "" ["parent"]=> int(0) ["count"]=> int(3722) ["filter"]=> string(3) "raw" ["cat_ID"]=> int(1) ["category_count"]=> int(3722) ["category_description"]=> string(0) "" ["cat_name"]=> string(14) "Новости" ["category_nicename"]=> string(4) "news" ["category_parent"]=> int(0) } object(WP_Term)#3474 (16) { ["term_id"]=> int(133) ["name"]=> string(11) "Cтатьи" ["slug"]=> string(9) "analytics" ["term_group"]=> int(0) ["term_taxonomy_id"]=> int(133) ["taxonomy"]=> string(8) "category" ["description"]=> string(0) "" ["parent"]=> int(1) ["count"]=> int(421) ["filter"]=> string(3) "raw" ["cat_ID"]=> int(133) ["category_count"]=> int(421) ["category_description"]=> string(0) "" ["cat_name"]=> string(11) "Cтатьи" ["category_nicename"]=> string(9) "analytics" ["category_parent"]=> int(1) }
Cтатьи