Три этапа внедрения рынка земли: позиция «Самопомочи» по земельной реформе в вопросах и ответах
zemlya zemlya

Что имеем сегодня?

В течение 17 лет, от 2001 года, в Украине систематически продлевают мораторий на открытие рынка земли. Однако до сих пор нет единого мнения и, главное – единого понимания или концепции реформы ни в обществе, ни среди политиков.

Общеизвестно, что серый «ползучий» рынок уже годами работает, землю покупают путем использования различных схем и лазеек в законодательстве. И эта ситуация – точно не в пользу владельцам сельхозземли.

Что теряют украинцы от моратория?

Во-первых, продолжая мораторий, де-факто происходит нарушение Конституции Украины, ведь у людей есть собственность, а распорядиться ею не могут. Тем более, за эти 17 лет более 1 миллиона украинцев, которые имели землю в собственности, умерли, так и не воспользовавшись своим правом.

Поэтому «Самопомич» поддерживает позицию открытия рынка земли. Благодаря его открытию можно реально привлечь в АПК, по подсчетам экспертов, около $100 миллиардов прямых инвестиций. Однако к этому шагу государство должно серьезно подготовиться.

Какое видение реформы в «Самопомочи»?

По мнению фракции, открытие рынка земли в Украине должно происходить в три этапа. Это позволит подготовить равные условия – прежде всего для украинских владельцев и для фермеров, которые уже сегодня работают на земле. При открытии рынка все его участники должны иметь равные возможности – доступ к финансам, проектам. Пока мы не создадим эти условия, не лишим людей страхов, что они окажутся неконкурентными и не получат доступ к деньгам и кредитам, мы не можем открывать рынок.

Именно поэтапный системный подход позволит запустить рынок земли, учитывая все возможные риски, и улучшить общее состояние экономики страны.

Что предполагает первый этап?

Первоначально нужно усовершенствовать механизм аренды земли и права ее продажи. Следует как можно быстрее законодательно урегулировать возможность залога и продажи такого права в банках, а также усовершенствовать механизм эмфитевзиса (право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд, которое удостоверяется договором между собственником и лицом, изъявившим желание пользоваться этим земельным участком, но право собственности при этом не передается).

То есть, каждый из владельцев должен получить право занимать средства под залог права пользования земельным участком. Так мы будем стимулировать развитие средних и мелких производителей и семейные фермы. Параллельно следует провести справедливую оценку земель сельскохозяйственного назначения (государство должно определить минимальную цену, которая ляжет в основу получения земельной ипотеки). Еще один важный момент: все законопроекты для земельной реформы нужно принять в 2017 году и внедрять уже с 1 января 2018 года. А начать стоит с проекта «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Это вполне реально сделать.

Что же будет происходить на втором этапе?

Второй блок – это разработка государственных программ льготного финансирования мелких производителей и семейных ферм. Каждый, кто имеет землю или хочет открыть бизнес в сельской местности, должен иметь все условия для реализации этого замысла. В проекте бюджета на 2018 год следует предусмотреть средства на финансирование проектов развития семейных ферм и малых фермерских хозяйств под залог прав собственности и прав пользования землей сельскохозяйственного назначения.

В среднесрочной перспективе (3-5 лет) следует закрепить бюджетное льготное и долгосрочное кредитование малых хозяйств и семейных ферм через государственные и частные банки. Прежде всего кредитование стоит предоставлять под проекты в садоводстве, овощеводстве, ягодоводстве и животноводстве (производство молока, мяса, сыра, органических продуктов), строительство теплиц. Но, выделяя бюджетные средства, следует четко прописать механизм контроля за их использованием: надо отслеживать, чтобы они расходовались именно в Украине – на закупку отечественных товаров и услуг.

Каким образом реформа должна завершиться?

Третий блок – собственно, запуск рынка земли. Ему, повторяем, должны предшествовать тщательная законодательная подготовка первых двух этапов и четкое определение «предохранителей» от обезземеливания крестьян (первоочередное и приоритетное право покупки предоставить украинцам), от экспансии иностранных компаний (допускать их после 10-12-летнего переходного периода и обязать в случае перепродажи земли предоставлять приоритетное право покупки украинцам).

Необходимо обезопасить крестьян от финансовых спекуляций (предлагаем налог на перепродажу в размере 90%) на земельном рынке. Все это (принять законы, запустить льготное кредитование и т.д.) можно сделать за три года и открыть рынок с 1 января 2021 года.

object(WP_Term)#2091 (16) { ["term_id"]=> int(1) ["name"]=> string(14) "Новости" ["slug"]=> string(4) "news" ["term_group"]=> int(0) ["term_taxonomy_id"]=> int(1) ["taxonomy"]=> string(8) "category" ["description"]=> string(0) "" ["parent"]=> int(0) ["count"]=> int(2118) ["filter"]=> string(3) "raw" ["cat_ID"]=> int(1) ["category_count"]=> int(2118) ["category_description"]=> string(0) "" ["cat_name"]=> string(14) "Новости" ["category_nicename"]=> string(4) "news" ["category_parent"]=> int(0) }
Новости