Приватизация с широко закрытыми глазами

Слово «приватизация» за годы независимости стало символическим. Кому-то оно будет ассоциироваться с открытием новых возможностей, кому-то – с чувством предательства и несправедливости. Однако, как бы мы ни относились к отдельным вещам, существуют действия, которых отнюдь не избежать.

Сам по себе закон о приватизации – это шаг вперед. Сегодня государство является владельцем трех с половиной тысяч предприятий. Большинство из них являются небольшими активами, не несут никакой стратегической ценности. Кроме этого, нам часто повторяют, что государственный сектор экономики является убыточным, ведь априори государство является плохим собственником. Не просто убыточным, но и чрезвычайно коррупционным. По данным НАБУ, сейчас ведется расследование о коррупционных правонарушениях в государственном секторе на сумму 20 млрд грн.

Поэтому, уверенно шагая вперед, не стоит делать это с широко закрытыми глазами, игнорируя возможные недостатки в конкретных планах реализации благих намерений.

Грабли прошлого

Именно поэтому идея новой масштабной приватизации должна вызывать несколько предостережений, прежде всего, учитывая уже имеющийся предыдущий опыт.

Во-первых, в результате позорных «прихватизаций» в независимой Украине и образовался отдельный слой олигархов, которые за бесценок скупили предприятия, материально-техническая база которых часто формировалась десятилетними усилиями и средствами миллионов людей, которые в результате остались ни с чем.

Во-вторых, опасения оправданы, ведь приватизируя объекты, государство не гарантирует защиты интересов простых граждан. Энергетический регулятор принимает решения, позволяющие обогащаться на завышенных тарифах на электроэнергию. Антимонопольный комитет не замечает монополии Фирташа на рынке газораспределения или монополии Ахметова в тепловой генерации.

Особо следует остановиться на примере облгазов. Эти государственные газораспределительные предприятия были успешно приватизированы. И что мы теперь имеем? Во время моей недавней поездки в Черниговскую область я встречалась со многими людьми и услышала от них множество жалоб. Одна из самых распространенных – о том, что простые люди, которые живут в частных домах в городах или селах, получают платежки с задолженностью по каким-то нереальным объемам будто бы потребленного газа, которого они физически не могли употребить. За неуплату им угрожают отключить газ, и в результате, приезжают и реально отключают. А защитить их права фактически некому.

Отечественная энергетика прекрасно демонстрирует, как неудачная приватизация вредит не только государству, но и конкретным обычным людям. Поэтому мы должны учитывать горькие уроки периода нашей независимости и не наступать снова на те же грабли.

Welcome to Ukraine?

Во-первых, нам нужно больше денег в государственную казну (к примеру, в 2017 году от приватизаций планировалось получить 17 миллиардов грн, из которых реально поступит лишь около 5 млрд).

Во-вторых, нам нужно привлечь инвестиции в модернизацию и развитие конкретных предприятий, на которых работают наши граждане. Но, как показывает опыт наших приватизированных облгазов и облэнерго, отечественные олигархи, которые стали их собственниками, вкладывать собственные средства в развитие инфраструктуры не спешат. Поэтому в этом плане критически важным является привлечение именно иностранного инвестора. А вот только с реальным, а не декларативным выполнением этой задачи в настоящем варианте законопроекта могут возникнуть проблемы.

Прежде всего, законопроект требует доработки в части предотвращения какого-либо участия в приватизации покупателей, которые имеют непрозрачную структуру собственности, а именно бенефициарные владельцы которых не раскрыты на 100%. Это же касается и тех, которые имеют отношение к стране-агрессору или происходят из оффшорных юрисдикций.

Есть и другие нюансы. По действующей версии закона, местные власти лишены возможности самостоятельно проводить приватизацию коммунального имущества. Коммунальное имущество – это имущество общины. Именно она имеет полное право определять основы и время приватизации, средства от которой, безусловно, должны поступать в местные бюджеты.

Не менее подозрительной является и норма о возможности Кабмина выбирать по своему усмотрению целесообразность или нецелесообразность использования услуг международных компаний-консультантов по приватизации крупных объектов. Функция таких иностранных консультантов, которые должны иметь не менее десяти лет международного опыта, состоит в том, чтобы помочь нам учесть прежние ошибки, сделать процесс более прозрачным и, возможно, расширить круг потенциальных инвесторов. Однако, как видим, авторы законопроекта о приватизации не исключают возможности выборочного применения их услуг.

Достаточно показательной была ситуация с раундом приватизации этого года. Государство продавало пакеты акций нескольких облэнерго, и аукционы были запланированы на июль – именно на период летних отпусков, когда работники западных компаний, как правило, едут отдыхать. А у нас, буквально, как раз разгар работы.

Поэтому основная задача приватизации – не просто предоставить дополнительные поступления в Государственный бюджет и привлечь инвестиции в конкретные объекты, но и продемонстрировать всему обществу, что наше государство способно организовывать и проводить такие процессы цивилизованно.

Мыслить реально

Однако, если «малая приватизация» является необходимой, то с приватизацией крупных объектов следует быть осторожными. Тем более, и так многие из них при любых обстоятельствах останутся в собственности государства, как, например, атомные электростанции. Возможно, если говорить очень теоретически, то государство и является в целом неэффективным собственником. По крайней мере, более неэффективным, чем частный бизнес. Однако в современном украинском контексте государство просто обязано СТАТЬ эффективным собственником. И для этого есть много инструментов – использование электронных закупочных систем вроде Prozorro, поиск эффективных менеджеров, отстаивание интересов государства в судах по делам о долговых обязательствах государственных предприятий.

Приватизация всегда хороша на бумаге, но в реальности приводит к весьма противоречивым последствиям. Для того, чтобы действительно качественно ее провести, нам надо стараться видеть вещи такими, как они есть. Так, приватизация – это не всегда белое, а государственная собственность – не всегда черное. Но и опасения иностранного инвестора и защита интересов большой «национальной буржуазии» не всегда является действием в национальных интересах.

Поэтому стоит открыть глаза: не бояться неизбежной приватизации, но и не летать в своих розовых мечтах о том, что все инвесторы «хорошие». Не все. Но для этого и существует конкуренция, для которой мы по меньшей мере законодательно не должны создавать никаких препятствий.

Виктория Воицицкая
object(WP_Term)#3619 (16) { ["term_id"]=> int(1) ["name"]=> string(14) "Новости" ["slug"]=> string(4) "news" ["term_group"]=> int(0) ["term_taxonomy_id"]=> int(1) ["taxonomy"]=> string(8) "category" ["description"]=> string(0) "" ["parent"]=> int(0) ["count"]=> int(3878) ["filter"]=> string(3) "raw" ["cat_ID"]=> int(1) ["category_count"]=> int(3878) ["category_description"]=> string(0) "" ["cat_name"]=> string(14) "Новости" ["category_nicename"]=> string(4) "news" ["category_parent"]=> int(0) } object(WP_Term)#3620 (16) { ["term_id"]=> int(133) ["name"]=> string(11) "Cтатьи" ["slug"]=> string(9) "analytics" ["term_group"]=> int(0) ["term_taxonomy_id"]=> int(133) ["taxonomy"]=> string(8) "category" ["description"]=> string(0) "" ["parent"]=> int(1) ["count"]=> int(427) ["filter"]=> string(3) "raw" ["cat_ID"]=> int(133) ["category_count"]=> int(427) ["category_description"]=> string(0) "" ["cat_name"]=> string(11) "Cтатьи" ["category_nicename"]=> string(9) "analytics" ["category_parent"]=> int(1) }
Cтатьи