Новости
Положительные и отрицательные моменты президентского законопроекта об антикоррупционном суде

Положительные моменты:

1. В законопроекте предусмотрено, что Высший антикоррупционный суд будет осуществлять правосудие в качестве суда первой и апелляционной инстанции (апелляционный пересмотр решений будет осуществлять специально созданная палата в пределах антикоррупционного суда). Такая модель является более универсальной и совершенной, чем когда апелляционный пересмотр осуществляется палатой в пределах Верховного Суда, поскольку по этой модели специальные процедуры и гарантии (конкурсный отбор и т. д.) должны быть обеспечены только для антикоррупционного суда, а не одновременно в антикоррупционный суд и палату в Верховном Суде. Законопроект заимствовал указанную модель из опыта Индонезии.

2. Высший антикоррупционный суд определен главным распорядителем бюджетных средств, что является гарантией его финансовой независимости.

3. Для претендентов на должность судьи предусмотрено специальное квалификационное требование – опыт осуществления профессиональной деятельности по противодействию коррупции в международных организациях или международных судебных учреждениях.

4. Законопроектом предусмотрено, что не могут претендовать на должность судьи лица, которые в течение последних 10 лет работали в прокуратуре, других правоохранительных органах, а также занимали политические должности или имели представительский мандат.

Отрицательные моменты:

1. Определенная законопроектом подсудность антикоррупционного суда будет фактически нивелировать его эффективную работу. Согласно законопроекту, антикоррупционному суду подсудимые не только те дела, которые подследственные НАБУ, но и достаточно широкий круг других дел, подследственных органам Национальной полиции. Например, антикоррупционные суды будут осуществлять рассмотрение дел по ст. 191 УК Украины (хищение), если это преступление было совершено путем злоупотребления служебным положением. В то же время, НАБУ будет осуществляет досудебное расследование уголовных дел по ст. 191 УК Украины, только если это преступление было совершено определенными категориями лиц или был нанесен значительный ущерб. Антикоррупционные суды будут рассматривать дела по ст. 262 УК Украины (похищение, присвоение огнестрельного оружия), которые вообще неподведомственны НАБУ.

Вместе с тем, целый ряд дел, расследуемых НАБУ, будут неподсудны антикоррупционному суду. Например, по ст. 209 УК (легализация доходов, полученных преступным путем) или по ст. 366-1 (декларирование недостоверной информации).

2. Антикоррупционные суды будут не только осуществлять рассмотрение целого ряда дел, подлежащих подследственности органов Национальной полиции, но и будут осуществлять надзор за соблюдением законов при досудебном расследовании (институт следственных судей). Законопроектом определено, что все ходатайства о применении мер в отношении всех категорий дел, относящихся к подследственности антикоррупционного суда (например, хищение, в отношении которого могут быть сотни уголовных дел, или похищение огнестрельного оружия) также будут подаваться в антикоррупционный суд.

Фактически, антикоррупционный суд в результате определения такой подсудности, будет завален делами, ходатайствами и жалобами, что сделает невозможным его нормальную работу.

3. Законопроект фактически не предусматривает специальных конкурсных процедур отбора в антикоррупционный суд. Определено, что применяются общие положения о конкурсном отборе, предусмотренные Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» с учетом отдельных особенностей. Такой особенностью, например, является прямая трансляция квалификационных испытаний. Но если конкурсный отбор будет осуществляться только в форме письменного тестирования (без закрепления необходимости проведения собеседования как обязательного этапа), такая прямая трансляция теряет смысл.

Конкурсный отбор будет осуществлять Высшая квалификационная комиссия судей, а не специально созданная конкурсная комиссия.

4. Значение Общественного совета международных экспертов является минимизированным. Их функция аналогична функции Общественного совета добродетели, то есть сбор информации о кандидатах. Но решение может быть изменено решением Высшей квалификационной комиссии.

То есть, вместо предоставления международным экспертам решающей роли в процессе отбора кандидатов (такие эксперты должны входить в состав конкурсной комиссии, которая бы осуществляла непосредственный отбор), им было предоставлено совещательные функции. Кроме того, члены Общественного совета международных экспертов назначаются и увольняются Высшей квалификационной комиссией.

Предусмотренные законопроектом нормы фактически сделают отбор в антикоррупционный суд аналогичным отбору в Верховный Суд, когда было утверждено значительное количество кандидатов с негативными выводами Общественного совета добродетели.

5. Дисциплинарное производство в отношении судей антикоррупционного суда будет осуществляться в общем порядке, то есть Высшим советом правосудия. Поскольку одним из дисциплинарных взысканий является увольнение судьи с должности, это может превратиться в инструмент давления на судей. Законопроектом должны быть предусмотрены особенности дисциплинарного производства в отношении судей антикоррупционного суда и особый порядок увольнения с должности. Например, путем установления необходимости предоставления согласия органом самоуправления судей антикоррупционного суда на дисциплинарное производство.

Таким образом, законопроект не предусматривает никакого особого порядка дисциплинарного производства и увольнения с должности как одной из ключевых гарантий независимости судей.

6. Квалификационное требование к кандидатам на должность судьи касаемо значительного опыта осуществления профессиональной деятельности по противодействию коррупции в международных организациях или международных судебных учреждениях и владение знаниями и практическими навыками применения современных антикоррупционных стандартов является нечетким и допускает дискреции при квалификационной оценке, создает возможности для «отсева» неудобных для власти кандидатов.

Кроме того, такое квалификационное требование в сочетании, например, с требованием наличии 5-летнего опыта в должности судьи, значительно сужает круг претендентов. Вряд ли легко будет найти большое количество лиц, которые проработали 5 лет в Украине в должности судьи и одновременно имеют опыт работы в международных организациях или международных судебных учреждениях. То есть, такие квалификационные требования могут значительно затянуть процесс формирования суда.

7. Количество судей антикоррупционного суда должна определить Государственная судебная администрация в течение месяца со дня вступления в силу закона. Учитывая установленную подсудность, количество судей должно быть достаточно большим. В то же время, законопроектом определено, что антикоррупционный суд начинает работу после избрания 2/3 состава. Процесс избрания 2/3 состава суда, определенного Государственной судебной администрацией, может значительно отсрочить момент начала работы суда.

8. Законопроект не предусматривает повышенного размера вознаграждения для судей антикоррупционного суда.

9. Законопроектом вообще не определена процедура занятия должности главы антикоррупционного суда и председателя апелляционной палаты.

10. Законопроектом предусмотрена возможность передачи дел, подследственных антикоррупционному суду, из антикоррупционного суда в апелляционный суд, который распространяет свою юрисдикцию на город Киев (в случае невозможности создать палату в антикоррупционном суде). Такая ситуация может быть искусственно создана с целью передачи определенного дела «в ручном режиме» в другой суд (например, путем использования отводов судей).

Учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что проект содержит ряд критических противоречий рекомендациям Венецианской комиссии и не содержит реальных механизмов гарантии отбора независимых и добродетельных кандидатов на должность судей. Заложенные возможности передачи дел фактически являются предохранителем для власти для защиты «своих»! На данном этапе важным является получение еще на стадии первого чтения концептуальных изменений по указанным моментам, в противном случае мы получим очередное разочарование.

Елена Сотник

telegram
БУДЬТЕ В КУРСІ ГОЛОВНОГО, ПІДПИШІТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ: T.ME/SAMOPOMICH

object(WP_Term)#3482 (16) { ["term_id"]=> int(1) ["name"]=> string(14) "Новости" ["slug"]=> string(4) "news" ["term_group"]=> int(0) ["term_taxonomy_id"]=> int(1) ["taxonomy"]=> string(8) "category" ["description"]=> string(0) "" ["parent"]=> int(0) ["count"]=> int(3744) ["filter"]=> string(3) "raw" ["cat_ID"]=> int(1) ["category_count"]=> int(3744) ["category_description"]=> string(0) "" ["cat_name"]=> string(14) "Новости" ["category_nicename"]=> string(4) "news" ["category_parent"]=> int(0) }
Новости