Каждый третий «экспортный» доллар является аграрным, – Мирошниченко

Экспорт украинского зерна и сельскохозяйственной продукции ежегодно растет и приносит значительные доходы в госбюджет Украины. Каждый третий «экспортный» доллар является аграрным.
В прошлогоднем сезоне мы экспортировали более 39 млн тонн зерна. Согласно экспертным прогнозам, в текущем маркетинговом году эта цифра возрастет до 41 млн тонн. В то же время, в связи с усилением правительством габаритно-весового контроля, дефицитом вагонов, аграрии столкнулись с самыми большими в истории логистическими трудностями и осуществляют сверх-расходы при перевозке зерновых с полей к элеваторам и портам. Увеличилось количество ходок перевозки автотранспортом, количество погрузочно-разгрузочных работ, лабораторных анализов. И на это все нужно в разы больше времени и средств. Логистические расходы для аграриев, товаропроизводителей в этом сезоне вообще вырастут на 4-5 млрд грн только из-за несбалансированной и невзвешенной политики правительства.
Так, около 63% зерновых грузов в нашей стране доставляются в порты железнодорожным транспортом, 5% – речным, а 32% – автотранспортом. Поэтому, если у нас для экспорта 41 млн тонн зерна, то на автотранспорт придется нагрузка в размере 13-14 млн тонн, на железную дорогу – 26 млн тонн. И это только зерновые. А еще будет рапс, соя, семена подсолнечника, шрот, масло растительное и другое.
Количество вагонов-зерновозов недостаточное, поскольку с 1993 года их не закупают и не строят. Почему? Не понятно, когда это необходимо, учитывая спрос, необходимость поддержать экономику и собственного производителя, спрос на продукцию наших предприятий. При необходимости в 16-18 тыс. вагонов – зерновозовов есть лишь 13 тыс., из которых исправны – 7-8 тыс. В прошлом сезоне железная дорога работала на пределе своих возможностей. Товаропроизводители и участники рынка уже столкнулись с имеющимися проблемами в железнодорожных перевозках. Это приводит к невыполнению обязательств перед иностранными партнерами, простою судов в портах, выплате штрафов. При этом вагоны четко распределены между «сильными игроками» этого бизнеса. А как быть другим? Как Украине справиться с перевозкой, доставкой рекордных урожаев? В месяц необходимо перевозить и отгружать по 4 млн тонн.
Железная дорога не справится. Речной транспорт у нас за последние десятилетия не развивался и на сегодня может перевезти только 2-2,5 млн тонн зерна в год. Ответ очевиден – в нынешней ситуации только автотранспортные перевозки могут выручить.
Однако, если безотлагательно не отменить правительственные нововведения по «устаревших» габаритно-весовых ограничениях, то аграрии и автоперевозчики не потянут эту задачу. Ведь необоснованным является ограничение общей массы автомобиля и груза 24 и 40 тоннами. Рынок и транспорт давно уже пошли вперед, а чиновник остался на уровне «старого ЗИЛа» и желания «обилечивать» участников рынка. Масса современного грузового автомобиля может составлять 18 тонн, а грузоподъемность – 40.
Почему? Потому что современный транспорт имеет много осей и обеспечивает необходимое по нормам нагрузки на дорогу. То есть, общая масса может достигать почти 58-60 тонн. При этом правильное распределение нагрузки на каждую ось авто не вредит дорожному покрытию.
Указанные ограничения ставят под угрозу экспорт сельскохозяйственной продукции и наши мировые позиции, также стоят миллиардов гривен товаропроизводителям и участникам рынка. В результате такой политики не будет ни увеличения поступлений в бюджет, ни средств на строительство дорог. Поэтому вместо того, чтобы в рамках допустимых нагрузок на дороги цивилизованно зарабатывать на платных грузовых перевозках 5-6 млрд гривен, которые необходимы для строительства дорог, мы генерируем для всех убытки, кроме тех, кто стоит на весовых комплексах.
Кроме этого, на уровне правительства, Мининфраструктуры и Укрзализныци нужно параллельно решать вопросы с неотложным увеличением количества вагонов-зерновозов, инвестировать в их строительство и за счет предоставления монополистом дисконта в тарифах стимулировать строительство собственного парка вагонов участниками рынка. Необходимо пересмотреть установленные государством платежи за перевозку речным транспортом, ввести упрощенный порядок вхождения иностранного флота во внутренние воды Украины.
Как показывает практика, решение указанных вопросов на уровне Мининфраструктуры невозможно из-за бездействия последнего, а потому необходимо вмешательство в ситуацию Премьер-министра и правительства.
В связи с этим мы будем инициировать рассмотрение затронутых проблемных вопросов, связанных с логистикой зерновых и сельскохозяйственных грузов, на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений при участии Премьер-министра, министра инфраструктуры, представителей Укрзализныци, речного транспорта, грузовых автоперевозчиков, аграриев.

Иван Мирошниченко
object(WP_Term)#3812 (16) { ["term_id"]=> int(1) ["name"]=> string(14) "Новости" ["slug"]=> string(4) "news" ["term_group"]=> int(0) ["term_taxonomy_id"]=> int(1) ["taxonomy"]=> string(8) "category" ["description"]=> string(0) "" ["parent"]=> int(0) ["count"]=> int(4012) ["filter"]=> string(3) "raw" ["cat_ID"]=> int(1) ["category_count"]=> int(4012) ["category_description"]=> string(0) "" ["cat_name"]=> string(14) "Новости" ["category_nicename"]=> string(4) "news" ["category_parent"]=> int(0) } object(WP_Term)#3813 (16) { ["term_id"]=> int(133) ["name"]=> string(11) "Cтатьи" ["slug"]=> string(9) "analytics" ["term_group"]=> int(0) ["term_taxonomy_id"]=> int(133) ["taxonomy"]=> string(8) "category" ["description"]=> string(0) "" ["parent"]=> int(1) ["count"]=> int(431) ["filter"]=> string(3) "raw" ["cat_ID"]=> int(133) ["category_count"]=> int(431) ["category_description"]=> string(0) "" ["cat_name"]=> string(11) "Cтатьи" ["category_nicename"]=> string(9) "analytics" ["category_parent"]=> int(1) }
Cтатьи