Холодный душ для теплых кредитов

Составлять проект бюджета – вещь ответственная. За каждой из этих цифр стоят возможности для развития или стагнации целых сфер, судьбы многих людей. Однако, несмотря на всю сложность и ответственность этой работы, иногда просто шокируют диспропорции между огромными расходами на отдельные статьи, которые выглядят выбрасыванием денег в трубу, и выделением копеек на вещи, функционирование которых жизненно необходимо для страны и позволит оптимизировать расходы на ряд других сфер.

Характерным примером такой диспропорции является сравнение двух цифр. В проекте бюджета на 2018 год заложено 55 млрд на выплату субсидий за коммунальные тарифы гражданам. Это деньги, которые ничего не строят, ничего не развивают и тем более не создают для людей дополнительных услуг. Зато на мероприятия по энергоэффективности предусмотрено только 800 млн грн – по 400 млн на Фонд энергоэффективности и программу «теплые кредиты».

Именно о программе «теплые кредиты» и хотелось бы рассказать подробнее, чтобы привлечь внимание общественности к недопустимо малым объемам финансирования этой чрезвычайно необходимой для государства программы.

Два года назад тогдашнее правительство пошло на беспрецедентный шаг к стимулированию энергоэффективности, когда было начато программу «теплые кредиты». Ее цель заключается в стимулировании внедрения мероприятий по утеплению индивидуального жилья, установке твердотопливных котлов и внедрении мероприятий энергоэффективности в многоэтажках.

Суть программы проста: граждане покупают энергоэффективные материалы или оборудование благодаря получению кредитов в государственных банках, а государство возмещает им часть суммы. Кредиты в рамках программы выдавали Ощадбанк, Укргазбанк, Укрэксимбанк, а с февраля 2017 – и ПриватБанк.

Сумма возмещения замены котлов составляет 20% кредита, что, однако, не должен превышать 12 тыс. грн. На энергоэффективные материалы и оборудование для физических лиц можно вернуть 30% кредита, однако не более 14 тыс. грн. На аналогичные материалы и оборудование для ОСМД – 40% кредита, однако не более 14 тыс. грн в среднем на одну квартиру. Получение гражданином субсидии ранее предоставляло дополнительные преимущества при получении «теплых кредитов» – ему возмещалось до 70% кредита. Правда, по состоянию на сейчас, это преимущество сохранилась только для субсидиантив, проживающих в ОСМД.

Эта программа имеет ряд преимуществ. Во-первых, нет четкого перечня энергоэффективных материалов, что значительно расширяет возможности различных компаний продавать свою продукцию. Во-вторых, возмещение части суммы осуществляется автоматически, то есть для этого не нужно решение чиновников. Как следствие, в программе практически нет коррупции.

Установление негазовых котлов или утепление стен давало значительную экономию. К примеру, владельцы частных домов, совершивших такие меры, согласно данным 2015 года, могли экономить до 125-190 кубометров газа в месяц.

За первые 11 месяцев действия программы ее услугами воспользовались только 23 тыс. семей, ведь доверие к государственным программам кредитования было небольшим. Однако с лета 2015 года спрос на нее стал стремительно расти и начал превышать объемы, запланированные на ее финансирование. Это, в свою очередь, вызывало частые приостановки реализации программы, когда на нее банально не хватало денег. По состоянию на конец августа этого года «теплые кредиты» взяли 320 тыс. семей, получивших от государства около 4,2 млрд грн. Среди областей лидерами по суммам взятых гражданами кредитов является Львовская оьласть, Киев с Киевской областью и Сумская область. В среднем на одну область в рамках программы приходилось до 150 млн грн кредитов.

Однако уже в этом году стало понятно, что спрос на программу значительно превышает объемы разрешенного государством финансирования. В первом квартале на «теплые кредиты» выделили 400 млн грн, во втором – 300 млн. Несколько раз процесс реализации программы уже останавливался из-за нехватки средств. По мнению лидеров общественных организаций, занимающихся этой проблематикой, в следующем году на программу следует выделить 3,2 млрд грн. И эта сумма на самом деле не будет слишком обременительной для бюджета по сравнению с той пользой, которую приносят «теплые кредиты».

Особое внимание хочется обратить на роль ОСМД. Ведь только через объединение совладельцев многоквартирных домов можно реализовать комплексные проекты по модернизации всего здания и достичь экономии в виде уменьшения суммы платежей за тепло от 30 до 60 процентов. Именно поэтому программа для ОСМД должна особенно поддерживаться и популяризироваться государством, ведь индивидуальными мерами такой экономии достичь невозможно. Тем не менее, с августа «теплые кредиты» для ОСМД остановлены вообще, а на 2018 год и в дальнейшем планируется выделять только чуть более 28 млн грн.

Поэтому, получается, государство сначала создало успешную кредитную программу, которая теперь фактически не может развиваться из-за недостаточного финансирования. И в случае отсутствия немедленных изменений в проекте Госбюджета на следующий год, это будет «холодным душем» для всех, кто работал над становлением в Украине, простите за тавтологию, эффективной политики энергоэффективности.

Возвращаясь к сравнению сумм, которые предлагают выделять на субсидии и энергоэффективность (55 млрд против 800 млн), невольно напрашивается одна мысль. Складывается такое впечатление, что держать граждан в унизительном состоянии безальтернативной зависимости от государственной помощи является для власти лучшим вариантом, чем дать людям возможность регулировать собственные расходы и, таким образом, уменьшить сумму своих платежек. Возможно, это потому, что во втором случае граждане не будут такими зависимыми от этого государства в обеспечении своих базовых бытовых нужд?

Такую ситуацию создания искусственных барьеров для стимулирования энергоэффективности следует менять. Ряд общественных организаций уже обратились к народным депутатам с просьбой провести внеочередное совместное заседание нескольких парламентских комитетов и выступить с заявлением о необходимости увеличения финансирования «теплых кредитов».

Это – та битва, которую мы, народные избранники, обязаны выиграть до Нового года в интересах всей общественности. Ведь именно из таких маленьких успехов возникают большие победы.

Виктория Воицицкая
object(WP_Term)#3926 (16) { ["term_id"]=> int(1) ["name"]=> string(14) "Новости" ["slug"]=> string(4) "news" ["term_group"]=> int(0) ["term_taxonomy_id"]=> int(1) ["taxonomy"]=> string(8) "category" ["description"]=> string(0) "" ["parent"]=> int(0) ["count"]=> int(4029) ["filter"]=> string(3) "raw" ["cat_ID"]=> int(1) ["category_count"]=> int(4029) ["category_description"]=> string(0) "" ["cat_name"]=> string(14) "Новости" ["category_nicename"]=> string(4) "news" ["category_parent"]=> int(0) } object(WP_Term)#3925 (16) { ["term_id"]=> int(133) ["name"]=> string(11) "Cтатьи" ["slug"]=> string(9) "analytics" ["term_group"]=> int(0) ["term_taxonomy_id"]=> int(133) ["taxonomy"]=> string(8) "category" ["description"]=> string(0) "" ["parent"]=> int(1) ["count"]=> int(431) ["filter"]=> string(3) "raw" ["cat_ID"]=> int(133) ["category_count"]=> int(431) ["category_description"]=> string(0) "" ["cat_name"]=> string(11) "Cтатьи" ["category_nicename"]=> string(9) "analytics" ["category_parent"]=> int(1) }
Cтатьи