(ДЭ)ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ: ДВА «МЕСТНЫХ» ЗАКОНА ЗА ПОЛГОДА

Децентрализация – один из государственных приоритетов. Это власть не забывает произносить из всех возможных трибун. Но сказать не значит сделать… К сожалению.

За последние полгода (за время восьмой сессии) парламент принял только 2 закона, которые касаются местного самоуправления. Депутаты-лентяи? Не совсем так. Потому что законопроекты написаны и даже были утверждены в профильном комитете. Но вынести на рассмотрение – не судилось. Руки не дошли? Обо всем по порядку.

Из позитива. С февраля Верховная Рада таки приняла два «местные» закона:

О праве органов местного самоуправления устанавливать ограничения продажи пива, алкогольных и слабоалкогольных напитков.

О добровольном присоединении территориальных общин к городам областного значения.

Оба закона очень важны.

Первый из них дает право местным властям устанавливать временные ограничения для продажи алкоголя. Речь идет, прежде всего, о запрете делать это в ночное время, что существенно влияет на снижение уровня преступности. Однако стоит отметить: еще до того, как этот закон приняли, многие органы местного самоуправления устанавливали соответствующие ограничения, опираясь на другую норму закона. Хотя эта норма была нечеткой. Поэтому «алкогольная мафия» часто ее отменяла в судах или через Антимонопольный комитет. Теперь закон более чем четкий, и толковать его по-разному уже нельзя.

Второй закон касается вопроса объединения общин, а именно возможности для сел и поселков присоединяться к городам областного значения без проведения новых выборов. Многие эксперты утверждали, что города не активны в процессе создания ОТО, поскольку не хотели новых выборов. Но я всегда говорил, что не в этом основная проблема. И первая практика применения закона «о присоединении» подтвердила правильность моего мнения: динамика изменилась несущественно, процесс движется так же трудно. Почему так? Потому что никто не хочет «поглощения». На самом деле для крупных городов и окружающих общин нужен качественный взаимовыгодный механизм для их совместного существования. Таким механизмом является агломерация, но, к сожалению, соответствующий закон даже после того, как прошел профильный комитет, на рассмотрение в сессионный зал так и не попал.

Вот мы и перешли к негативу. Да, принятые законы важны. Но этого катастрофически мало. В частности, в перечне приоритетных законопроектов по вопросам децентрализации, который составили для Украины европейские партнеры, было 17 позиций! Не говорю уже о ряде законопроектов, которые прошли рассмотрение профильного комитета по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления, но, опять же, на рассмотрение так и не попали.

Однако есть два момента, которые больше всего впечатляют (и совсем не в положительном смысле):

Парламент не рассмотрел 98 постановлений о назначении внеочередных выборов в разных населенных пунктах Украины. В этих общинах из-за отставки или смерти голов должны быть проведены внеочередные выборы. Например, город Луцк, административный центр Волынской области. Там мэр умер полтора года назад, и выборы до сих пор не назначены!

Назначение таких выборов – компетенция Верховной Рады. Но парламент фактически лишил людей права выбрать себе легитимную власть. Через интересы определенных людей эти вопросы или не выносили на рассмотрение, а если их и включали в повестку дня, то всегда в непроходимую часть. Конечно, к рассмотрению не доходило.

Во время этой сессии было окончательно отклонено новый закон «О службе в органах местного самоуправления». Напомним, закон был принят в феврале прошлого года. Однако его ветировал Президент. По надуманным причинам, об этом есть соответствующие выводы Совета Европы. Камнем преткновения стала поправка от БПП о введении конкурса при определении городскими головами кандидатур на должности их заместителей. Нонсенс – выборные должностные лица, по мнению Президента, должны получать своих заместителей по конкурсу. Такую позицию раскритиковали европейские и украинцы эксперты, но… К сожалению, парламент не смог преодолеть президентское вето, и после голосования 3 апреля закон считается отклоненным. И это тогда, когда такой закон о государственных служащих принято и он предоставляет им существенные преимущества по сравнению с муниципальной службой.

Так, в результате имеем два принятые законы. Два, господа! Вот вам и показатель, насколько децентрализация действительно важна для государственной власти. О каких темпах этого процесса может идти речь?

Это все свидетельствует лишь об одном: курс на децентрализацию откровенно «пробуксовывает». Как следствие, местное самоуправление недополучает тех возможностей, которые могли бы приносить большую пользу общинам, а заодно «вытянули» бы государство из кризисной пропасти.

Любомир Зубач
object(WP_Term)#3919 (16) { ["term_id"]=> int(1) ["name"]=> string(14) "Новости" ["slug"]=> string(4) "news" ["term_group"]=> int(0) ["term_taxonomy_id"]=> int(1) ["taxonomy"]=> string(8) "category" ["description"]=> string(0) "" ["parent"]=> int(0) ["count"]=> int(4029) ["filter"]=> string(3) "raw" ["cat_ID"]=> int(1) ["category_count"]=> int(4029) ["category_description"]=> string(0) "" ["cat_name"]=> string(14) "Новости" ["category_nicename"]=> string(4) "news" ["category_parent"]=> int(0) } object(WP_Term)#3918 (16) { ["term_id"]=> int(133) ["name"]=> string(11) "Cтатьи" ["slug"]=> string(9) "analytics" ["term_group"]=> int(0) ["term_taxonomy_id"]=> int(133) ["taxonomy"]=> string(8) "category" ["description"]=> string(0) "" ["parent"]=> int(1) ["count"]=> int(431) ["filter"]=> string(3) "raw" ["cat_ID"]=> int(133) ["category_count"]=> int(431) ["category_description"]=> string(0) "" ["cat_name"]=> string(11) "Cтатьи" ["category_nicename"]=> string(9) "analytics" ["category_parent"]=> int(1) }
Cтатьи