Бюджетная «децентрализация» 2017

Успех финансовой децентрализации и прогресс в реформе местного самоуправления, очевидно, испугал наших государственных чиновников, которые решили проектом Государственного бюджета Украины на 2017 год, по меньшей мере, лишить местные общины желания объединяться или остановить это направление реформы в целом.

При этом, продолжая декларировать неизменность и необратимость основных условий финансовой децентрализации, правительство одновременно перевело на плечи местного самоуправления более 3 миллиардов гривен расходов, которые гарантированы государством и должны были финансироваться из госбюджета.

Коротко о дополнительной нагрузке на местные бюджеты согласно правительственному проекту Государственного бюджета Украины на 2017 год:

передано на финансирование из городских бюджетов 25 государственных учреждений здравоохранения, все санатории для детей и подростков и больных туберкулезом без предоставления каких-либо компенсаций местным бюджетам (это около 0,3 млрд грн)

не предусмотрено покрытия потерь местных бюджетов от повышения в 2,5 раза тарифа на электроэнергию для наружного освещения (это не менее 1,2 млрд грн)

в очередной раз не предусмотрена субвенция для компенсации затрат на льготную перевозку граждан (это около 2,2 млрд грн)

образовательная субвенция предусмотрена только на оплату труда педагогического персонала, а все остальные работники образовательной сферы (библиотекари, психологи, лаборанты и т.д.) должны содержаться за счет средств местных бюджетов (это около 9,2 млрд грн)

государство так и не планирует рассчитываться за долги, возникшие в 2013-2015 гг. в местной власти в связи с установлением национальным регулятором экономически необоснованных тарифов, что заставляет местные бюджеты из собственных оборотных средств погашать эти долги, которые возникли не по их вине. А на сегодня это составляет уже 7,3 млрд грн. Кроме того, на эту задолженность НАК «Нафтогаз» уже насчитал пени и штрафов на сумму 12 млрд грн (всего 19,3 млрд грн).

Но государство не только переводит на местные бюджеты дополнительные расходы. Оно еще и пытается создать условия, при которых органы местного самоуправления будут зависимыми от государственной власти.

Например, бюджетам городов областного значения, Киева и объединенных территориальных общин (ОТО) не предусмотрено никакого финансового ресурса на содержание учреждений образования и здравоохранения (оплата энергоносителей и коммунальных услуг). Субвенция, которая покрывает указанные расходы в сумме 14,9 млрд грн, передана только на областной и районный уровень. Это серьезное препятствие для продолжения реформы объединения территориальных общин, а также для действующих объединенных общин, поскольку эта норма ставит города областного значения и объединенные общины в зависимость от руководства области или района. То есть, фактически, свидетельствует о возвращении к централизации финансов, ведь 6,2 млрд грн (сверх потребности области и районов, что составляет 8,7 млрд грн) будут распределяться уже по решению областного или районного совета. Не исключено также, что в конечном итоге оплата энергоносителей и коммунальных услуг полностью ляжет на местные бюджеты, а средства субвенции пойдут только на «свои» заведения областного и районного уровня.

Другими изменениями в Бюджетный кодекс Украины (статьи 1032 и 1034) органы местного самоуправления лишаются права направлять остатки субвенции (медицинской и образовательной) на капитальные расходы и оптимизацию сети учреждений (образовательных и медицинских). Это лишает местные власти стимула проводить мероприятия по оптимизации, ведь остатки средств субвенции все равно заберут. Не смогут местные советы направить остаток средств и на обновление материально-технической базы учебных заведений.

А «заботу» государства о местном самоуправлении наглядно продемонстрировано источником наполнения программы «Государственный фонд регионального развития» (ГФРР), которым определены конфискованные средства и средства, полученные от реализации имущества, конфискованного по решению суда за совершение коррупционного и связанного с коррупцией правонарушения. Реалистичность этого источника наполнения ГФРР видно из нынешнего плана исполнения бюджета, где процент конфискованных в бюджет средств стремится к нулю.

Кроме того, уже по привычной практике изменениями к статьям 91 и 102 Бюджетного кодекса Украины предлагается исключить из государственных программ социальной защиты и перенести на местный уровень ряд компенсационных выплат и социальных льгот (например, льготы по услугам связи, другие предусмотренные законодательством льготы, которые предоставляются ветеранам войны, ветеранам труда; жертвам нацистских преследований, ветеранам военной службы, ветеранам органов внутренних дел, ветеранам налоговой милиции, ветеранам государственной пожарной охраны, лицам, уволенным с военной службы, которые стали инвалидами во время прохождения военной службы; реабилитированным гражданам, которые стали инвалидами вследствие репрессий или являются пенсионерами; гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы и т.д.).

И, наконец, последнее. Чуть ли не каждый день мы слышим о важности объединения территориальных общин, и как много государство для этого делает. Так вот, прямые межбюджетные отношения предусмотрены только для 172 ОТО (из них 159 прошлогодние), то есть только для 13 из 25 ОТО, в которых в этом году уже состоялись первые выборы. Мало того, 11 декабря этого года пройдут первые выборы еще в 41, а 18 декабря – в 143 объединенных территориальных общинах. И все они должны были быть предусмотрены в Государственном бюджете на следующий год, чего мы, к сожалению, не видим.

Любомир Зубач
object(WP_Term)#4008 (16) { ["term_id"]=> int(14) ["name"]=> string(43) "Децентрализация власти" ["slug"]=> string(16) "decentralization" ["term_group"]=> int(0) ["term_taxonomy_id"]=> int(14) ["taxonomy"]=> string(8) "category" ["description"]=> string(0) "" ["parent"]=> int(1) ["count"]=> int(34) ["filter"]=> string(3) "raw" ["cat_ID"]=> int(14) ["category_count"]=> int(34) ["category_description"]=> string(0) "" ["cat_name"]=> string(43) "Децентрализация власти" ["category_nicename"]=> string(16) "decentralization" ["category_parent"]=> int(1) } object(WP_Term)#4007 (16) { ["term_id"]=> int(1) ["name"]=> string(14) "Новости" ["slug"]=> string(4) "news" ["term_group"]=> int(0) ["term_taxonomy_id"]=> int(1) ["taxonomy"]=> string(8) "category" ["description"]=> string(0) "" ["parent"]=> int(0) ["count"]=> int(4032) ["filter"]=> string(3) "raw" ["cat_ID"]=> int(1) ["category_count"]=> int(4032) ["category_description"]=> string(0) "" ["cat_name"]=> string(14) "Новости" ["category_nicename"]=> string(4) "news" ["category_parent"]=> int(0) }
Децентрализация власти