Анализ президентских изменений в Конституцию

Появился текст изменений в Конституцию относительно стратегического внешнего курса государства (ЕС и НАТО).

Достаточно прочитать пояснительную записку, чтобы понять о смысловой нагрузке: с юридической точки зрения ее практически нету.

Во-первых, необходимые инструменты для европейской и евроатлантической интеграции в Конституции есть, а вот законодательстве детализации не хватает. Почему-то в этом направлении никто не спешит.

Во-вторых, истории о гарантиях от политического реванша и изменении курса государства в случае смены власти, к сожалению, слабые и реалии показывают, что сам Гарант неоднократно игнорировал текст Конституции, внося законы и приписывая себе полномочия, которых она не содержит.

В-третьих, к стандартам Европы и НАТО нас могут приблизить только законодательные и практические изменения в секторах экономики, безопасности и тд.

В-четвертых, это все опасно и недальновидно со стороны Президента: провал голосования будет иметь серьезные репутационные последствия на внешней арене и в обществе. Фактически в угоду своим мелким интересам политического пиара, гарант поставил под угрозу национальный интерес.

Коротко юридический анализ президентских изменений в Конституцию:

– об изменениях в Преамбулу: может быть. Стратегически и политически выглядит правильно, но юридических последствий ожидать не следует без системной государственной политики.

– Относительно изменений в ст. 85 (полномочия ВР): не несут ни смысловой нагрузки. «Реализация стратегического курса по приобретению членства в ЕС и НАТО» уже покрывается существующей нормой о полномочиях по определению основ внутренней и внешней политики.

– Относительно изменений в ст. 102 (статус Президента). Читаем другими словами: «только я, Порошенко, если стану Президентом смогу гарантировать неотвратимость европейского курса» я так понимаю, что потом эту цитату планируют перенести на предвыборные плакаты. В принципе других юридических последствий не вижу, потому что президент уже сегодня по Конституции должен быть гарантом реализации внешнего курса государства.

– Относительно изменений в ст. 116 (Кабинет Министров Украины) не буду повторяться, аналогично с изменениями в ст. 85

– И самое интересное: изменения в раздел 15. Об использовании военных баз. Для «удар по врагу», достаточно убрать слова «на условиях аренды». А вот для дальнейшего сближения в направлении Североатлантического альянса стоит оставить возможность через ратификацию международных договоров размещать иностранные контингенты – в частности, те же войска НАТО.

Елена Сотник
object(WP_Term)#3859 (16) { ["term_id"]=> int(1) ["name"]=> string(14) "Новости" ["slug"]=> string(4) "news" ["term_group"]=> int(0) ["term_taxonomy_id"]=> int(1) ["taxonomy"]=> string(8) "category" ["description"]=> string(0) "" ["parent"]=> int(0) ["count"]=> int(4029) ["filter"]=> string(3) "raw" ["cat_ID"]=> int(1) ["category_count"]=> int(4029) ["category_description"]=> string(0) "" ["cat_name"]=> string(14) "Новости" ["category_nicename"]=> string(4) "news" ["category_parent"]=> int(0) } object(WP_Term)#3858 (16) { ["term_id"]=> int(133) ["name"]=> string(11) "Cтатьи" ["slug"]=> string(9) "analytics" ["term_group"]=> int(0) ["term_taxonomy_id"]=> int(133) ["taxonomy"]=> string(8) "category" ["description"]=> string(0) "" ["parent"]=> int(1) ["count"]=> int(431) ["filter"]=> string(3) "raw" ["cat_ID"]=> int(133) ["category_count"]=> int(431) ["category_description"]=> string(0) "" ["cat_name"]=> string(11) "Cтатьи" ["category_nicename"]=> string(9) "analytics" ["category_parent"]=> int(1) }
Cтатьи