20 миллиардов на 10 миллионов льготников
ostr ostr

Последние годы, в контексте реформы социальной сферы, постоянно возникает вопрос верификации соцвыплат, которую Министерство финансов никак не проведет. Автоматизированное выявление мошенничества и ошибок обещает экономию до 20% бюджетных средств, выделяемых на социальные выплаты, а это 80 миллиардов гривен в год. За ходом этой реформы следила общественность, международные партнеры Украины, депутаты проводили брифинги.

Напомню, что в течение 2016 Минфин отчитался об астрономических объемах выявленных нарушений. Анализ банковских транзакций получателей субсидий обнаружил лица, которые покупали самолеты, элитную киевскую недвижимость и земельные участки, элитные авто, авиабилеты бизнес-класса, рассчитывались в иностранным казино, были зафиксированы транзакции с Мальдивских островов и многое другое. Только в Киеве было обнаружено более сотни человек, которые получали субсидию на ЖКХ услуги и имели доход в 4 млн грн в год и больше. Журналистские расследования наглядно показывали этих людей. Такая ситуация возможна, поскольку чтобы получить субсидию нужно лишь показать справку о небольших доходы местном работнику управления социальной защиты. Работник в теории должен эту справку проверить в налоговой, однако на практике этого не делалось. Подделать же справку, по всей видимости, было не трудно. И субсидию получали даже официальные миллионеры, не говоря уже о лицах с теневыми доходами, для выявления которых надо проверять не их доходы, а расходы, и социальный работник даже теоретически не может этого сделать. Также была информация о наличии регулярных выплат по около 400 000 недействительным паспортам и идентификационным кодам. Наше государство выплачивает помощь целому городу несуществующих льготников.

В общем Минфин рапортовал о сомнительности выплат в размере 21 млрд грн в год и прогнозировал еще больший потенциал для оптимизации расходов. Но даже такая сумма означает, что у каждого пенсионера было украдено за год 1700 гривен! Коррупция в социальных фондах ощутимо вредит каждому украинцу. Для того, чтобы точно сказать есть ли выплаты мошенническими, необходимо было сделать несколько шагов, в частности создать единый реестр социальных выплат (о котором будет ниже). Также поднимались вопросы об отсутствии в стране других основных реестров (физических лиц, адресов и т.д.) и низкое качество тех реестров, которые есть.

Например, если в списке получателей субсидии вы видите адрес, которой не существует, если нет дома с таким номером, куда вам обращаться в таком случае? В Украине нет места, где можно было бы получить исчерпывающий перечень всех адресов в стране. Хотя в развитых странах это обычная практика.

Также, процесс верификации запомнился недовольством социального блока правительства. Господа Розенко и Рева раздраженно уверяли, что проблемы значительно преувеличены, а поиск мошенников успешно осуществляется самим Министерством соцполитики.

Министр финансов в конце 2016 года заявил о достигнутой фактической экономии государственных средств в 10 млрд грн и 19 уголовных делах против чиновников социальной сферы, которые правоохранители завели, используя информацию Минфина. И в то же время из Минфина ушла команда, которая работала над верификацией с самого ее начала. Фракция Самопомочи до последнего надеялась, что эти действия были попыткой сохранить достижения и исправить недостатки реформы.

И вот, на календаре уже середина марта, а от Минфина не было ни одного заявления о состоянии дел в этой сфере. Кто является новым руководителем направления, какой план мероприятий новой команды, что именно будет делаться в контексте анонсированной кооперации с социальным блоком правительства, как будут расходоваться 20 млн. грн., которые депутаты предусмотрели на верификацию в 2017 году?!

Вопросы были без ответа до последних недель, когда пришла новость, которая, кажется, отвечает сразу на все вопросы. Министерство финансов ликвидировало управления верификации. Теперь в министерстве нет даже профильного подразделения.

Ситуация представляется еще более сложной, поскольку согласно последней информации, создание Минфином единого реестра социальных выплат будет одним из пунктов нового меморандума с МВФ. Отсутствие общегосударственного реестра получателей всех социальных выплат трудно переоценить. С его помощью, наконец, будет видно, кто получает одну и ту же выплату в нескольких областях сразу (ведь сегодня областные реестры выплат никак не синхронизированы), почему в разных областях существенно отличается процент пенсионеров или получателей субсидий, или выплат больничных или по безработице и т. д. Его отсутствие является фундаментальной причиной таких злоупотреблений.

Министерство социальной политики, начиная с 2006 года, взяло кредитов на сумму около 400 000 000 долларов США именно на построение такого реестра, и уже более десяти лет упорно его строит и планирует дальше строить еще много лет, уверяя, что дело не из легких. В 2012 году Минсоцполитики создало систему, но не общегосударственную, а разделенную по областям и районам. В 2014-м устранили законодательные препятствия и устаревшие информационные протоколы, но техническую реализацию так и не провели. В результате такого халатного отношения к единой системе Украина оказалась на грани социальной катастрофы. Информация о тысячах семей с Востока осталась недостижимой. И государственная машина решала проблему, организованную самой государственной машиной: создали отдельное министерство, производили ряд ведомственных приказов, ввели новую должность вице-премьера, механизмы контроля. Сколько лишних человеко-часов чиновников, экспертов, волонтеров потрачено, сколько недовольствa и отчаяния переселенцев получено потому что Украина средства на создание единой базы дважды освоила, но базу так и не создала. В Бангладеше такая база есть, а в европейской Украине нет.

Когда же в Министерстве финансов появляется желание и возможность сделать это за считанные месяцы, оказывается именно Минфин работает недостаточно эффективно и подразделение надо ликвидировать.

Несмотря на неутешительные новости, фракция Самопомич продолжает настаивать на недопустимости хищения средств социальных фондов. Создание реестров физических лиц и получателей социальных выплат были требованиями Самопомочи к Госбюджету 2017 года, которые, к сожалению, не были услышаны. В пункте 2.2., в частности, идет речь о том, что существует около 100 реестров и баз данных, которые содержат информацию о гражданах, но не синхронизированы между собой, что открывает возможности для злоупотреблений и существенно увеличивает расходы на администрирование и техническую поддержку.

Депутаты фракции, вместе с общественностью и зарубежными партнерами Украины, и дальше будут отстаивать необходимость этих шагов.

Эффективность верификации является официально признанной правительством, десятки миллиардов гривен экономии в год является реальностью, и именно тем, что ожидает от власти общество. Чиновникам надо не пугать общество идеями поднять пенсионный возраст, делая вид, что других путей для пенсионной реформы нет, а использовать инструмент, который у них есть и всегда был. Оптимизация государственных расходов создаст необходимый ресурс для либерализации налоговой системы для улучшения условий предпринимательской деятельности.

Стоит отметить, что получение этих миллиардов не предусматривает торговых отношений с террористами. Единственное, что нужно – это желание прекратить многомиллиардные хищения. Все остальное: технологии, знания, иностранный опыт, квалифицированные специалисты, даже зарубежное финансирование для внедрения системы – есть.

От министра Данилюка я жду объяснения (в форме официального ответа на мой депутатский запрос, который уже направлен), как теперь планируется осуществлять верификацию социальных выплат, кто за нее отвечает и как Минфин планирует строить единый реестр социальных выплат, и планирует ли вообще. Дополнительно, Премьеру Гройсману направляю запрос о том, как планируется координировать работу Минсоцполитики (ведь они уже потратили уйму времени и средств налогоплательщиков) и Минфина в процессе построения реестра.

Татьяна Острикова

Народный депутат Украины, член комитета Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики

Татьяна Острикова
object(WP_Term)#1948 (16) { ["term_id"]=> int(1) ["name"]=> string(14) "Новости" ["slug"]=> string(4) "news" ["term_group"]=> int(0) ["term_taxonomy_id"]=> int(1) ["taxonomy"]=> string(8) "category" ["description"]=> string(0) "" ["parent"]=> int(0) ["count"]=> int(1883) ["filter"]=> string(3) "raw" ["cat_ID"]=> int(1) ["category_count"]=> int(1883) ["category_description"]=> string(0) "" ["cat_name"]=> string(14) "Новости" ["category_nicename"]=> string(4) "news" ["category_parent"]=> int(0) } object(WP_Term)#1949 (16) { ["term_id"]=> int(133) ["name"]=> string(11) "Cтатьи" ["slug"]=> string(9) "analytics" ["term_group"]=> int(0) ["term_taxonomy_id"]=> int(133) ["taxonomy"]=> string(8) "category" ["description"]=> string(0) "" ["parent"]=> int(1) ["count"]=> int(134) ["filter"]=> string(3) "raw" ["cat_ID"]=> int(133) ["category_count"]=> int(134) ["category_description"]=> string(0) "" ["cat_name"]=> string(11) "Cтатьи" ["category_nicename"]=> string(9) "analytics" ["category_parent"]=> int(1) }
Cтатьи